О препятствиях в практике

Возможно, это прозвучит парадоксально, но одним из главных препятствий к росту осознанности на любых этапах практики является сам рост осознанности.

В принципе, препятствий в практике может быть великое множество. Но все они так или иначе обладают общими свойствами — они либо возбуждают, либо угнетают (подавляют, отупляют) читту. Пользуясь терминологией индуизма, это можно объяснить усилением активности гун раджаса или тамаса. И, если исключить из рассмотрения субъективные препятствия, мешающие человеку практиковать (всевозможные умственные “заморочки” — как, например, эмоциональные возбуждения или депрессии, ведущие к общему возбуждению или подавлению читты, а также лень, отсутствие целеустремленности или просто недостаток мотивации, — ну, и, разумеется, душевные болезни), то все объективные препятствия сводятся к следующим типам:

1. Внешние препятствия, связанные с некомфортностью окружающей обстановки (в том числе, с некомфортными климатическими условиями: к примеру, при нынешней жаре полноценно практиковать довольно затруднительно), отсутствием условий для уединения, любыми внешними помехами и т.п. Понятно, что не всегда и не все подобные препятствия легко устранимы, но найти пути решения таких проблем или хотя бы свести их к минимуму обычно можно.

2. Препятствия, связанные с интоксикацией организма (пищевой, лекарственной или экологической) и ведущие к снижению осознанности из-за острого или хронического отравления и угнетения организма и, как следствие, читты в целом. Для устранения этих препятствий следует наладить правильное питание и поддерживать здоровый образ жизни — заниматься хатха-йогой и другими физическими упражнениями, соблюдать разумный режим чередования труда и отдыха. Советы очевидные и банальные, хотя с питанием всё совсем не просто — об этом мы ещё будем много говорить в дальнейшем.

3. Болезнь (сюда же относятся физические травмы, последствия перенесённых хирургических операций и т.п.), усталость. Рецепты преодоления этих препятствий те же, что и в предыдущем пункте, хотя с хроническими болезнями справиться обычно нелегко и далеко не всегда возможно.

4. Возбуждение читты вследствие роста осознанности.

Последний пункт рассмотрим подробнее, поскольку для целенаправленно практикующих именно он представляет наибольший интерес и доставляет наибольшие сложности.

Механизм возбуждения читты вследствие роста осознанности весьма прост. Во время медитации или погружения читта постепенно успокаивается и становится способной впускать в себя свет глобального Сознания. Свет глобального Сознания проникает вглубь читты, в её неосознаваемые области — туда, куда прежде он не проникал — и сжигает или активизирует спящие там самскары. В результате после медитации разбуженные самскары всплывают на поверхность (в осознаваемую часть читты), где “раскрываются” (осознаются) и возбуждают читту. Далее, в зависимости от степени возбуждения и текущей чистоты (или загрязнённости) читты, она в течение более или менее длительного времени может пребывать в возбужденном состоянии и становится временно неспособной впускать в себя свет глобального Сознания. Таким образом, рост осознанности ведет к возбуждению читты, что, в свою очередь, приводит к торможению процесса дальнейшего просветления читты и создает препятствия для дальнейшего роста осознанности.

На разных этапах практики описанный выше феномен проявляет себя по-разному. Рассмотрим подробнее возможные варианты происходящих явлений. (Заранее оговорюсь, что, упоминая о длительности тех или иных этапов практики, я ориентируюсь на свой собственный темп прохождения этих этапов. У других людей подобные сроки могут отличаться.)

1. Самый начальный этап практики, когда вы только приступили к занятиям медитациями. В этот период читта обычно очень сильно загрязнена самскарами, и свет глобального Сознания никогда прежде не проникал вглубь читты. В этот период читта еще почти не способна в процессе медитации успокоиться в достаточной степени для того, чтобы впустить в себя глобальное Сознание. Работа по просветлению идет, главным образом, в осознаваемой части читты, а также лишь на самой поверхности её неосознаваемой части. Тем не менее, значительное число самскар активируется и сжигается и там. Но это, по большей части, свежие и уже осознаваемые или полуосознаваемые самскары. Поэтому даже после их активизации время их дальнейшей “жизни” невелико, и возникающее вследствие этого возбуждение читты длится недолго — значительных препятствий в прохождении практики это не создаёт.

Этот этап проходит достаточно быстро, он длится не более полугода.

2. Более продвинутые стадии начального этапа практики, когда медитации начинают уже худо-бедно получаться. В этот период в процессе медитаций читта начинает понемногу успокаиваться и впускать свет глобального Сознания в верхние слои неосознаваемых областей. При этом из прежде неосознаваемых поверхностных слоёв читты высвобождается великое множество самскар, которые частично сгорают, частично переходят в осознаваемые области читты. Эти самскары тоже не слишком старые, хотя по большей части весьма активные и вызывающие зачастую очень сильные переживания. Однако срок их жизни после активации тоже не слишком велик, поэтому вызываемое ими возбуждение читты также длится не слишком долго. После успешных медитаций в этот период уже возникают некоторые затруднения в проведении медитаций в последующие несколько дней. Но гораздо больше проблем в этот период создают сами высвободившиеся самскары, которые порождают порой весьма сильные переживания, способные серьёзно напугать практикующего. Бояться этого не следует, надо просто спокойно выждать время, пока осознанные самскары выработают себя и иссякнут, растворятся, и далее продолжать практику (см. также тему “Техника безобъектных медитаций”). Неплохо параллельно с медитациями заниматься хатха-йогой, которая помогает быстрее избавляться от активных самскар.

Продолжительность этого этапа может составлять 2-3 года. И с течением времени длительность периодов возбуждения читты после успешных медитаций постепенно растёт.

3. Основной этап избавления от самскар. В этот период наиболее активные и сильные поверхностные самскары уже выработаны, осознаваемая часть читты в промежутках между медитациями достаточно чиста, а сжигаемые и активируемые в медитациях самскары из более глубоких областей читты не вызывают сильных переживаний. Более того, с течением времени переживания вообще значительно ослабевают, хотя иногда бывают “прорывы” — когда в медитациях читта наиболее спокойна и глобальному Сознанию удается проникнуть в нее значительно глубже обычного. Во время таких прорывов могут случаться весьма сильные переживания, но они уже не связаны с высвобождением самскар — это переживания другой природы, и вызваны они именно глубоким проникновением света глобального Сознания в прежде неосознаваемые области читты. После таких прорывов обычно случаются достаточно длительные “откаты” — периоды сильного возбуждения читты, когда медитации не получаются совсем — во время медитаций не удается доходить не только до глубин, достигнутых в последней удачной медитации, но даже и до уровня, предшествовавшего последнему прорыву. После прорыва вы оказываетесь отброшенными на несколько ступеней вниз. И периоды таких откатов могут быть весьма долгими, доходя по длительности до двух-трёх месяцев.

Но постепенно, с течением времени и по мере очищения читты от основной массы самскар, длительность откатов уменьшается. И это признак того, что основной этап избавления от самскар завершается. В целом продолжительность этого этапа может достигать 5-10 лет.

4. Продвинутый этап медитативной практики. Во время этого этапа читта уже очищена от основной массы самскар, и неосознанными остаются лишь очень старые и плотные самскары, хранящиеся на достаточно большой глубине. Помимо них, в процессе медитаций сгорают и совсем свежие самскары, формирующиеся в больших количествах в течение вашей обычной каждодневной жизни. Такие новые самскары образуются почти на всех этапах практики (кроме самых-самых последних), но избавление от них уже не представляет никаких трудностей, они бесследно сгорают на начальной стадии погружения в медитацию. Более же старые самскары высвобождаются при достаточно глубоком погружении в медитацию и успокоении читты.

В этот период временами также случаются прорывы, причем уже весьма серьёзные, и после них тоже бывают откаты, но продолжительность откатов уже не так велика, как прежде, и с течением времени она сокращается.

Длительность этого этапа прогнозировать сложно. Он может тянуться очень долго (и даже бесконечно долго), а может пройти и относительно быстро — всё зависит от того, насколько скоро вы сумеете понять тщетность дальнейших усилий по продолжению практики медитаций и перейти к освоению практики погружений. Однако полноценный переход к практике погружений может произойти лишь после того, как у вас случится первое самадхи (см. также тему “Техника входа в самадхи”).

5. Начальный этап практики погружений. Этот этап начинается после первого опыта самадхи и длится очень коротко — буквально месяц-полтора. В течение этого периода происходит освоение техники погружений и осознание новых глубин читты, о существовании которых вы прежде даже не подозревали. В этот период происходит раскрытие основных чакр, а из вновь осознанных глубин читты высвобождаются совсем древние, “окаменевшие” самскары, унаследованные в том числе и от предыдущих воплощений. После особенно удачных погружений читта возбуждается достаточно сильно, но серьезных откатов не происходит, в течение максимум двух-трех дней читта успокаивается, после чего можно двигаться дальше.

6. Промежуточный этап практики погружений. Этот этап длится несколько месяцев и чем-то напоминает этап, описанный в третьем пункте, но на гораздо более продвинутом уровне. Главное сходство состоит в том, что на данном этапе также происходит активное избавление от самскар, но это уже последние из хранящихся в читте самскар, всплывающие с самого “дна” читты, из самых её глубин. Самскар этих, тем не менее, высвобождается весьма много, особенно поначалу, и читта при этом пребывает в постоянном и достаточно сильном возбуждении, но откатов не происходит, хотя и прорывов также не происходит. По причине сильного возбуждения читты этот этап переживается достаточно тяжело, но к концу его самскар уже не остаётся, погружения проходят без характерных признаков высвобождающихся и сгорающих самскар. К концу этого этапа читта постепенно успокаивается, и погружения становятся более глубокими и… необычными.

7. Дальнейшие этапы практики. А вот здесь я вынужден завершить свой рассказ, поскольку дальше я пока не продвинулся и опыта последующих состояний у меня нет.

Скажу еще пару слов в заключение. Препятствий в процессе практики возникает великое множество, и это сильно тормозит процесс просветления. Но опыт свидетельствует о том, что эти препятствия преодолимы, и при должном усердии, настойчивости и терпении они рано или поздно иссякают. Побеждает тот, кто идет до конца. Несмотря ни на что. А дальше… поживём — узнаем, что будет дальше. По крайней мере, я очень на это надеюсь.

1 отзыв о теме: О препятствиях в практике
  • man

    Отличная статья, Саша! Спасибо!
    Да уж, как говорится, дорогу осилит идущий..

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.