Кое-что о самадхи

Долго думал, к какой рубрике отнести эту тему. “Осознаниям” это как-то не вполне соответствует, потому что осознания — это что-то новое, чего раньше не было, а затем в какой-то момент вдруг проявилось. А то, о чём я сейчас пишу, уже было проявлено, но теперь, в процессе развития и роста осознанности, удалось изучить это получше, и появились новые наблюдения.

В итоге я решил открыть новую рубрику — “Созерцания” — в которой буду писать именно о том, что удалось увидеть во время погружений при подробном рассмотрении того или иного явления (подробном — в пределах текущей осознанности, разумеется).

На данный момент стало понятно кое-что о природе самадхи, а также о сходстве и различиях состояний самадхи и безобъектной медитации.

Для начала определимся с терминологией. Умом я буду называть индивидуальный умственный процесс в пространстве глобального Сознания. Читта — содержимое ума, с которым отождествлён индивидуум, часть общего содержимого ума (подробнее см. в теме “Об уме и отождествленности”).

Рассмотрим процесс безобъектной медитации. Во время медитации расслабляется и успокаивается ум, после чего в него начинает проникать глобальное Сознание, которое выполняет работу по сжиганию самскар и очищению (просветлению) читты. При этом Сознание действует на читту как бы “извне”, удаляя самскары слой за слоем и постепенно проникая вглубь читты и отождествленного с ней существа. Процесс сжигания самскар и очищения (просветления) читты может длиться годами и десятилетиями, тем более что в повседневной отождествленности читта постоянно пополняется новыми самскарами, — поэтому медитационная практика требует многих лет упорного труда.

Самадхи отличается от медитации коренным образом. При входе в самадхи осознанность проявляется изнутри читты, она рождается в голове и сердце отождествленного с читтой существа — в затылочной и сердечной чакрах (Сахасраре и Анахате) — затем быстро распространяется по всей читте. Вообще, чакры играют главенствующую роль в проявлении осознанности (глобального Сознания). Чакры обязательно должны раскрыться — стать осознающими — только тогда сможет проявиться глобальное Сознание и наступить самадхи. Как минимум, должна раскрыться затылочная чакра (Сахасрара), однако, если при этом не будет раскрыта сердечная чакра (Анахата), то состояние самадхи будет неустойчивым, как бы “неполноценным”. Следует также понимать, что самадхи бывает разным (разновидности самадхи описаны, например, у Патанджали в “Сутрах йоги”), это зависит от степени реализованности (просветленности) человека, и полное, всеобъемлющее самадхи должно наступить только после полного раскрытия всех чакр и полного просветления читты.

Самадхи — это состояние высшей осознанности, обусловленное проявлением в человеческом существе глобального Сознания. Это самосуществующее, самоподдерживающееся, саморазворачивающееся, саморазвивающееся состояние. Самадхи — это живой распускающийся цветок. После наступления самадхи процесс просветления читты ускоряется многократно, и от человека не требуется никаких усилий на его поддержание или слежение за ним. Всё происходит само собой. Осознанность существует сама по себе, и она не требует вашего внимания. Ум при этом может продолжать ту или иную активность, но она не затрагивает вашего существа. Можно полностью расслабиться и отдыхать, процесс самадхи — самонастраивающийся, и вся работа по просветлению читты, выполняющаяся в самадхи, не требует от вас абсолютно никакого участия, вмешательства или помощи. Вы полностью раскрыты перед высшей Силой, которая делает всё необходимое сама, без какого-либо стороннего побуждения или принуждения.

Но, несмотря на то что в самадхи можно полностью расслабиться, работа в этом состоянии может вестись весьма серьезная. Если читта еще не вполне чиста, то могут всплывать и сгорать самскары, сопровождаясь теми или иными физическими ощущениями (слепящие вспышки в закрытых глазах, непроизвольные мышечные сокращения) и проявляющимися воспоминаниями (в том числе из прошлых воплощений), может возникать сильное напряжение в чакрах — чакры прочищаются и могут после этого открываться (становиться осознающими), и т.п.

О технике входа в самадхи я уже писал ранее. Еще раз хочу обратить внимание на то, что, поскольку в состоянии самадхи осознанность проявляется и разворачивается изнутри читты (осознанность — проявление глобального Сознания — это и есть самадхи; таким образом, само состояние самадхи рождается внутри читты и затем быстро распространяется на всю читту), то спровоцировать наступление самадхи можно, лишь полностью отождествившись с читтой. Лучше всего постараться отождествиться со своим сердцем, с сердечной чакрой. Отождествление — означает вовсе не концентрацию (сосредоточение внимания) на сердечной чакре, как объекте. Когда вы сосредотачиваете внимание на каком-то объекте, пусть даже сердечной чакре, вы как бы смотрите на него со стороны, вы не отождествляетесь с ним. Отождествление же означает то, что вы должны сами стать этим объектом — своей сердечной чакрой — слиться с ней всем своим существом, почувствовать в ней самого себя, войти в неё полностью, всем существом, перестать замечать что-либо иное, стать целиком лишь своим сердцем и постараться удержать это состояние как можно дольше, до потери осознанности. И если вам удастся осуществить это, если удастся целиком отождествиться, слиться со своим сердцем и продлить это состояние, удержать его до потери осознанности, то при потере осознанности отождествленное виртуальное существо исчезнет и глобальное Сознание сможет проявиться — наступит самадхи.

Наступление самадхи нельзя спутать с чем-либо иным. Если это состояние наступило — вы сразу же будете абсолютно точно знать, что это оно, и никаких сомнений в этом не возникнет. Момент раскрытия сердечной и затылочной чакр пропустить невозможно, в случае их раскрытия вы сразу будете знать, что это именно оно. Однако, при неполном отождествлении, могут случаться состояния, похожие на самадхи, но не являющиеся им, которые могут ввести в заблуждение и дать повод думать, что, возможно, это и есть самадхи. Как определить в случае сомнений, самадхи это или нет?

Ну, во-первых, сам факт возникновения сомнений свидетельствует о том, что это не самадхи. Кроме того, можно провести простой эксперимент по выяснению истинности своего состояния. В состоянии самадхи можно свободно пользоваться умом, можно думать о чем угодно, при этом осознанность — тотальная осознанность, порожденная проявлением глобального Сознания, — никуда не исчезает и, более того, никакая умственная активность ни малейшим образом на неё не влияет. Попробуйте подумать о чем-либо. Если при этом ваше внимание отвлечется на мысли, если тотальная осознанность хоть на мгновение исчезнет, то данное состояние — не самадхи. В состоянии самадхи мыслительный процесс не отвлекает внимания и тотальная осознанность никак не нарушается — вы просто осознаёте работу ума, но никаких изменений в вашем состоянии не происходит. Состояние самадхи не требует никаких усилий по своему поддержанию, оно существует само по себе, без вашего участия, при этом можно совершенно свободно думать о чем угодно, нисколько не заботясь о поддержании осознанности. Самадхи живет само по себе и прекращается лишь после того, как вы вновь отождествитесь с читтой и станете прежним виртуальным существом.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.