Техника безобъектных медитаций

Это третья статья мини-цикла о медитациях. Начало см. в темах “О «механизме» просветления” и “О медитациях «с объектом» и «без объекта»”.

Как и в предыдущей статье, хочу сразу уточнить, что речь здесь пойдет именно о медитациях — техниках очистки ума и освобождения от самскар. Это — необходимая и обязательная работа, предваряющая переход к погружениям, нацеленным на достижение самадхи — состояний высшей осознанности. О техниках погружений я буду писать позднее в отдельных темах.

В предыдущей статье я писал, что рекомендую заниматься именно безобъектными медитациями, и подробно объяснял, почему. Сейчас я постараюсь объяснить, как это лучше делать — опишу используемую мной технику.

Начнем с выбора времени и позы для занятий. В принципе, заниматься медитациями можно когда угодно и где угодно. Но наилучший результат дают занятия, проводимые сразу после сна — неважно, какого — ночного, дневного — лишь бы человек был более-менее отдохнувшим и во время медитации его не клонило в сон. Лично я в последнее время занимаюсь своими погружениями исключительно в утренние часы, после ночного сна. Какого-то фиксированного времени для этого у меня нет. Я могу проснуться среди ночи или ближе к утру, и, если дальше становится понятно, что больше не засну, более-менее выспался, то я начинаю своё погружение. Такое случается со мной практически каждый день, и времени на погружения у меня обычно бывает час-два, а иногда и больше.

В принципе, если говорить именно о медитациях, то для полноценных медитаций достаточно часа-полутора — в течение этого времени происходит сжигание доступных в данном “сеансе” самскар, после чего наступает некое “насыщение” и становится понятно, что продолжать медитацию особого смысла уже нет.

Очень не советую медитировать на ночь, перед сном. После этого всегда трудно заснуть, и сон получается поверхностным и тяжелым, отдыха он не приносит. Да и результативность таких медитаций никогда не бывает высокой. Не следует также заниматься медитациями после еды, поскольку еда всегда вызывает сонливость, и нормальной медитации также не получится.

В отношении выбора позы для медитации лично я придерживаюсь следующего мнения. Заниматься лучше в той позе, в которой удобно и в которой можно полностью расслабиться и не отвлекаться на поддержание самой позы. Да, я могу медитировать и сидя, и стоя, и даже на ходу или за рулем, с открытыми глазами (хотя толку от последних вариантов будет немного). Но лучшая для меня поза для медитаций или погружений — лёжа в постели под одеялом, с головой на подушке, закрыв глаза :) — именно так, как я сплю. Эта поза уж точно не требует никаких усилий на ее поддержание и никак не отвлекает от погружения. :) Есть, правда, некоторая опасность в ходе погружения заснуть, но в этом тоже нет ничего плохого, поскольку, если накопилась усталость и организму требуется сон, то пусть лучше он отдохнёт, не надо с ним бороться — толку от такой медитации “через силу” будет немного. Лёжа в постели, можно медитировать опять-таки в любой позе — на боку или так, как удобно, — но лучших результатов удается достигать всё-таки, лёжа на спине. Если при длительном погружении я устаю лежать в одной позе, к примеру, на спине, то просто поворачиваюсь на бок — обычно, если ум уже успокоился, то качество медитации или погружения от смены позы не страдает.

Ну и, наконец, медитировать или погружаться, лёжа в постели, удобно еще тем, что это можно осуществить в любой момент среди ночи, когда проснулся и дальше уже не спится. В конце концов, если во время погружения почувствуешь усталость, можно без проблем позволить себе снова заснуть до звонка будильника (если, конечно, на это останется время :) ).

На самом деле, если кто-то привык медитировать “по всем правилам”, в позе лотоса, и считает это удобным и единственно приемлемым вариантом для медитации — пожалуйста, поступайте так, как считаете правильным и удобным для себя. Главное, чтобы в дальнейшем, на продвинутых этапах, усилия на поддержание позы, какими бы незначительными и незаметными они ни казались, не помешали полному разотождествлению с вашим “я”, что необходимо для достижения состояния самадхи и проявления чистого Сознания.

Сама техника безобъектной медитации чрезвычайно проста. Фактически, здесь нет никакой техники. Нужно просто расслабить ум — в самом буквальном смысле — позволить ему “жить своей жизнью”, делать то, что он захочет. Самому же при этом надо лишь присутствовать, никак не реагируя ни на что происходящее. Не нужно как-то специально “наблюдать” за умом — это вариант сосредоточения, и он у вас просто не получится (в предыдущей статье я уже объяснял, почему). Не нужно никак “фиксировать” или “регистрировать” то, что происходит “внутри” вас, — думать, что “вот сейчас я подумал об этом, а вот теперь — об этом”. Нужно именно расслабиться — расслабить ум и просто присутствовать при том, что происходит, никак не вовлекаясь в умственную активность, не позволяя уму вовлекать вас в мыслительный процесс.

Понимаю, что это легко сказать, а сделать поначалу чрезвычайно трудно. Если вы только начинаете заниматься медитациями, то будьте готовы к тому, что первые несколько лет (по опыту — лет пять) у вас уйдет лишь на то, чтобы более менее почувствовать, что у вас начало что-то получаться. Конечно, все люди — разные, и, может быть, вам повезет, и освоить технику медитаций вам удастся быстрее, но рассчитывать на это не следует.

Не поддавайтесь на уловки ума, не позволяйте ему овладевать вами, постарайтесь просто расслабиться, позвольте происходить всему, чему угодно, абстрагируйтесь от этого, оставайтесь как бы в стороне, присутствуйте при этом, но никак не участвуйте в этом — и ничего не бойтесь, что бы ни происходило. А происходить в первые годы будет много такого, что может испугать, причем до такой степени, что в человеке может проснуться тот неуправляемый инстинктивный животный страх, который живет в глубине каждого из нас и исчезает, говорят, лишь с окончательным освобождением.

В первые два-три года моих собственных занятий медитациями со мной тоже происходило много подобного. И черти мерещились, причем весьма реалистично, и в аду горел, а страшно порой становилось так, что оставалось лишь молиться и взывать к помощи Бога. И, надо сказать, что в крайних ситуациях это помогает.

Все подобные проявления — это реакция ума на сгорание самскар (об этом я уже писал в предыдущей статье данного цикла). В первые годы медитаций самскары сгорают очень активно и в очень большом количестве. При этом они порождают в уме либо воспоминания о сохраненных жизненных впечатлениях, либо просто некие ассоциации. Вероятнее всего, “черти” и “ад” — это ассоциации, порожденные нашими сильными негативными эмоциями, отложившимися в уме-теле в виде самскар. И хорошо, если вы, занимаясь медитациями, избавитесь от этих самскар осознанно, в течение этой жизни. Иначе пережить то же самое вам придется после смерти, когда ум начнет растворяться и самскары точно так же станут проявляться в образах и ощущениях. А представляете, сколько их еще может накопиться до конца вашей жизни? Это и есть то самое чистилище, через которое человек проходит после смерти, прежде чем его душа найдет успокоение.

Никакого реального вреда подобные переживания в медитациях не приносят, но напугать могут сильно — а именно это и может причинить в дальнейшем вред, поскольку человек может начать бояться таких переживаний, что породит новые самскары и страх занятий медитациями. Не нужно этого бояться — во время медитаций не бойтесь ничего! Вашей медитацией управляет сверхразумное глобальное Сознание — а оно делает только то, что не причинит вам вреда, и только в тех пределах, которые вы в состоянии выдержать. Знайте, что что бы с вами ни происходило, даже если это кажется безумно страшным и невыносимым, — всё это вы можете выдержать, всё это вы можете преодолеть, иначе бы подобное с вами не происходило! Всё, что случается, идёт под неусыпным контролем — не вашим — всё идёт под контролем сверхразумного глобального Сознания. И всё, что происходит в медитации, — делается исключительно для вас, для вашего очищения и просветления.

Подобные сильные переживания начинают стихать года через два-три после начала систематических медитаций. Дальше становится значительно легче. В дальнейшем уже не будет никаких “чертей” или “ада” — самскары станут сгорать, почти не вызывая мыслеобразов и сопутствующих им ощущений, а сопровождаясь только слепящими вспышками в закрытых глазах и непроизвольными сокращениями мышц тела, зачастую весьма сильными (у меня обычно сокращались мышцы живота — временами часто и несильно, временами очень сильно).

О некоторых дополнительных трудностях, возникающих в ходе медитативной практики, я расскажу немного позднее в отдельной теме. А сейчас еще несколько советов по технике безобъектной медитации.

Во время медитации не пытайтесь проявлять какую-либо активность. Не пытайтесь исследовать “свой” ум — это не в ваших силах и не в вашей власти (помните, что ум вам не принадлежит), и это только осложнит прохождение медитации. Не пытайтесь изучать то, что всплывает из глубин ума, — это лишь подстегнет его активность, а вы, вероятнее всего, окажетесь вовлеченными в игры ума и отождествленными с его текущим содержимым. В этом случае осознанные самскары не сгорят, а продолжат вновь и вновь настойчиво донимать вас порожденными воспоминаниями или ассоциациями. Для того чтобы осознанные самскары сгорели и покинули ваш ум-тело, нужно, чтобы порожденные ими воспоминания или ассоциации прошли мимо вас, никак вас не затрагивая и не вовлекая в повторные переживания. Абстрагироваться от них поначалу непросто, но впоследствии, через несколько лет практики, это станет легко. Да и воспоминаний к тому времени почти не останется — первичная очистка ума уже произойдет, а это и есть наиболее трудный этап, вызывающий наибольшие сложности при его прохождении.

Во время медитации не старайтесь как-то помогать процессу, вы не сможете это сделать, а любая ваша “помощь” окажется, наоборот, помехой. Процессом вашего просветления управляет глобальное Сознание, а оно лучше знает, что, как, в какой последовательности и с какой силой воздействия предпринимать. Если вы приложите максимальные старания к тому, чтобы не мешать процессу, никак на него не влиять и не препятствовать ничему происходящему, то можете быть уверены, что процесс просветления вашего ума-тела пойдет с максимально возможной для вас скоростью и эффективностью.

Не старайтесь куда-то “проникнуть”, “выйти за пределы” неизвестно чего, вообще не старайтесь предпринимать каких-либо действий. Никуда “проникнуть” и ни за какие “пределы” выйти у вас не получится, это невозможно до тех пор, пока вы отождествлены с содержимым ума. Не пытайтесь как-то специально “разотождествиться” — с этим у вас тоже ничего не выйдет. Разотождествление может произойти только само собой и только в подходящий для этого момент, когда вы будете к этому готовы и ум-тело будет очищено от большей части самскар. Да, на это могут потребоваться многие годы и даже десятилетия, но при должном упорстве и мотивации рано или поздно это произойдет.

И помните, что лучшая техника медитации — это отсутствие какой бы то ни было техники. Во время медитации нужно просто быть — тогда всё, что требуется, случится само собой.

Успешных вам медитаций!

15 отзывов о теме: Техника безобъектных медитаций
  • oslik

    Здравствуйте, Алексей. Я неделю медитировал по описанной вами технике, но дальше покалываний в пальцах и легких сокращений мышц не дошло. Иногда бывает, что по телу ходят какие-то волны, но это случается только если в процессе медитации мои глаза слегка напрягаются, смотрят куда-то вглубь или как будто косят… потом это быстро проходит. Я хотел у вас узнать, правильно ли я это делаю. То есть я просто ложусь, закрываю глаза, расслабляюсь, и смотрю в пустоту, смотрю отвлечённо, иногда получается совершенно ни о чём не думать, потому что становится всё равно, но это не дольше двадцати секунд длится, потом я снова за что-то цепляюсь. Иногда смотрю на какие-то объекты в закрытых глазах, какие-то тусклые свечения двигающиеся, они могут принимать любую форму, исчезать и снова появляться…
    Вспомнил, что года два назад, когда я только начинал, у меня были более острые ощущения, и тело съезжало куда-то в сторону, и один раз даже так заморгало что-то в глазах, что темнота превратилась в яркий свет, на мгновение, но всё равно. Сейчас же как-то вяло всё происходит, хотя вроде бы должно быть наоборот, потому что опыта становится всё больше с каждым днём.

  • oslik

    Александр, простите, я вас Алексеем назвал, не специально, просто перепутал) Ещё раз простите.

  • Alex

    Ничего страшного. :) Я сам спровоцировал подобную путаницу. :)

    oslik, Вы делаете всё правильно. Но нужно гораздо больше времени на то, чтобы ум в таких состояниях начал успокаиваться и впускать в себя осознанность. Главное — не идите у него на поводу и не разглядывайте там что-то специально, намеренно. Ничего хорошего :) и полезного Вы там не увидите и не найдёте. Всё хорошее и полезное может лишь проникнуть в него… ну, как бы “извне” (хотя, строго говоря, я не стал бы здесь говорить о “внешнем” и “внутреннем”, поскольку всё находится в пространстве единого Сознания), и произойти это может лишь само собой, когда ум станет успокаиваться и проясняться. Надо продолжать практику, упорно и методично, несмотря ни на какие неудачи — если Вы всерьёз настроены на духовное продвижение.

    Я попозже напишу еще о дополнительных трудностях, которые возникают в практике медитаций. Но это, скорее всего, у Вас начнётся чуть позднее, когда ум начнет впускать в себя осознанность.

  • mikle74

    Здравстуйте, Александр :)

    Прежде всего хочу поблагодарить вас: сегодня хороший знакомый дал ссылку на ваш блог, очень многое из того что я успел прочитать созвучно моему опыту и почти подо всем что вы пишете я готов поставить свою подпись, кроме того вы описываете очень интересные нюансы своего опыта, которые мне не знакомы, спасибо вам большое!

    По медитации с объектом хочу немножко сказать о своем, конечно же субъективном и не претендующем на абсолютную истинность восприятии. :) Мне кажется вы немного категорично пишете о полной бесполезности объектных медитаций. Мой опыт и опыт некоторых других людей, с которыми я знаком не совсем подтверждает это мнение. Объектные медитации как вы справедливо указываете очень разнообразны. Цель их на мой взгляд – обучить сознание спокойной концентрации, через наблюдение за одним объектом или видом объектов (это по сути то же самое что и например вязание на спицах, блуждающее сознание у многих людей от такой концентрации успокаивается и расслабляется :) ), что значительно облегчает практику безобъектной медитации. Плюс существуют медитации с объектом, которые сфокусированы непосредственно на самскарах. Например медитация Випассана, которую дал Будда, в ней идет наблюдение за ощущениями в теле, которые соответствуют самскарам. Однако если делать ее по упрощенным описаниям, вроде “наблюдай за дыханием”, которое я почерпнул скорее всего у Ошо, точно не помню :) , то самостоятельная практика очень редко работает эффективно (мой опыт тут подтверждает ваш :) ). Но если проходить обучение этой медитации под руководством учителя по точно отработанной за столетия если не тысячелетия методике (сейчас существует целая сеть центров обучения этой медитации по всему миру, вне монастырей и необходимости становиться монахом, причем обучение бесплатно http://www.russian.dhamma.org/) то почти гарантированно при должном следовании указаниям любой человек сможет ей обучиться. И если он дальше будет ее системно практиковать то обязательно достигнет просветления (что подтверждается тысячами достигших просветления людьми в разные времена). То же самое происходит и на различных семинарах-ретритах, на которых происходит интенсивное обучение, получение успешного навыка использования той или иной практики, что дает отличную почву для дальнейшей самостоятельной работы.

    В целом хочу резюмировать свое мнение: почти нет совершенно не работающих методов, есть лишь недостаточно устремленно практикующие люди (через чур устремленные тоже зачастую не добиваются успеха и разочаровываются в практике), недостаточно качественная передача методов, и конечно же разные люди могут использовать разные методы с разной эффективностью, причем эта эффективность может меняться для одного и того же человека в зависимости от этапа работы над собой на котором он находится. :)

    В остальном я с вами согласен :) Спасибо еще раз вам за ваши посты, с интересом продолжаю читать.
    Пусть все живые существа будут счастливы! :)

  • mikle74

    Извиняюсь за то что промахнулся темой, хотел написать отзыв в тему: “О медитациях «с объектом» и «без объекта»”

  • Alex

    Майкл, здравствуйте! Спасибо за ваш отзыв.

    Не стану с вами спорить, лишь обращу ваше внимание на некоторые моменты в вашем сообщении, вызывающие определенные сомнения. Надеюсь, вы согласитесь с моими доводами.

    Мне кажется вы немного категорично пишете о полной бесполезности объектных медитаций.

    Это не совсем так — всё гораздо хуже. :) Я пишу о том, что любые медитации вообще — как безобъектные, так и с объектом — не могут привести к искомому состоянию — к самадхи, или проявлению глобального Сознания. Потому что медитации — это деятельность отождествленного с читтой виртуального существа, то есть активность ума. А самадхи — это отсутствие отождествленного виртуального существа — не активность, не деятельность, поскольку отсутствует деятель, а вместо него проявляется глобальное Сознание. Самадхи — самосуществующее состояние, не имеющее никакого отношения к активности читты. Это не значит, что в самадхи активность читты обязательно отсутствует — на начальных этапах она может и продолжаться, причем быть достаточно интенсивной — но деятеля при этом нет, и активность читты никак не влияет на стабильность существующего состояния и осознанность в нём. Активность читты просто осознаётся, но никак не затрагивает состояние самадхи, никоим образом его не нарушает.

    Еще раз хочу заметить, что медитации — любые — с объектом или без — не могут привести к самадхи. Чтобы достичь самадхи, нужно отказаться от медитации и выполнить технику входа в самадхи, а она совсем иная. Однако, для того чтобы справиться с выполнением техники входа в самадхи, необходимо избавиться от большей части самскар (иначе вы эту технику просто не выполните). А для этого лучше всего подходят как раз медитации, причем, по моему глубокому убеждению, безобъектные медитации подходят для этой цели гораздо лучше, чем любые другие (хотя я признаю право каждого практикующего на собственное мнение в этом вопросе). Кроме безобъектных медитаций, хороший результат дает также хатха-йога, выполняемая с правильным подходом и правильным отношением (см. тему “Принципы работы с телом”).

    самостоятельная практика очень редко работает эффективно (мой опыт тут подтверждает ваш :) )

    Вот этого я не говорил. :) Научиться самому, без учителя — да, это очень непросто, хотя и возможно. Но всё же гораздо лучше учиться самому, на собственных неудачах, методом проб и ошибок, чем попасть к безграмотному учителю, который заведет не туда. Вопрос выбора правильного учителя для ищущего, пожалуй, гораздо более важен, чем вопрос выбора ученика для пусть даже просветленного мастера.

    Но если проходить обучение этой медитации под руководством учителя по точно отработанной за столетия если не тысячелетия методике (сейчас существует целая сеть центров обучения этой медитации по всему миру, вне монастырей и необходимости становиться монахом, причем обучение бесплатно http://www.russian.dhamma.org/) то почти гарантированно при должном следовании указаниям любой человек сможет ей обучиться.

    Скажу вам откровенно, в подобные “сети” центров обучения медитации я не верю и никогда не поверю. Научиться чему-либо полезному можно только у просветленного мастера. Других вариантов нет.

    И если он дальше будет ее системно практиковать то обязательно достигнет просветления (что подтверждается тысячами достигших просветления людьми в разные времена).

    Здесь, насколько я понимаю, вы говорите не своими словами, а повторяете услышанное или прочитанное в неких рекламных высказываниях людей, заинтересованных в привлечении клиентов. Вы ведь лично не знаете ни одного человека, достигшего просветления при помощи рекламируемой методики (как и при помощи любой другой методики). И, уверяю вас, никто их не знает. Тем более — что уж говорить о тысячах просветленных. Мы вообще имеем какие-либо сведения о значительно меньшем числе просветленных, хоть как-то отмеченных в известной нам истории. По поводу эффективности ритритов осмелюсь тоже высказать определенные сомнения, хотя полагаю, что это зависит в первую очередь от конкретных людей — как учителей, так и учеников.

    В остальном я с вами согласен.

  • mikle74

    Спасибо большое за ответ, Александр :)

    Хочу обратить внимание на некоторые моменты. :)

    Вы написали:
    “самостоятельная практика очень редко работает эффективно (мой опыт тут подтверждает ваш )”
    “Вот этого я не говорил. Научиться самому, без учителя — да, это очень непросто, хотя и возможно. Но всё же гораздо лучше учиться самому, на собственных неудачах, методом проб и ошибок, чем попасть к безграмотному учителю, который заведет не туда. Вопрос выбора правильного учителя для ищущего, пожалуй, гораздо более важен, чем вопрос выбора ученика для пусть даже просветленного мастера.”

    Прошу прощения, я видимо некорректно выразился, я имел в виду не самостоятельную практику вообще, а самостоятельную практику по описаниям вида “наблюдайте за дыханием”. То есть по описаниям либо очень сжатым, либо вообще неточным :) На мой взгляд результата можно достичь только правильной систематической самостоятельной практикой, а руководство мастера может лишь способствовать продвижению, хотя даже и это не всегда срабатывает :)

    Вы написали:

    “Скажу вам откровенно, в подобные “сети” центров обучения медитации я не верю и никогда не поверю. Научиться чему-либо полезному можно только у просветленного мастера. Других вариантов нет.”

    Хорошо, я не оспариваю право каждого человека верить во что-либо либо нет (само слово “никогда” свидетельствует о некоторой доле категоричности, но это тоже бесспорно личное право каждого человека) :) . Но я как раз говорю исходя из своего опыта прохождения курса этой медитации. И даже если отбросить мое субъективное мнение и посмотреть в целом (я не знаю сколько точно в буддизме (а буддизм как раз основан на этой самой медитации)) просветленных было за историю его существования и сейчас), но это вполне конкретная и далеко не нулевая цифра, и она отчетливо говорит об эффективности этого метода :) … как минимум один просветленнй по имени Будда хорошо известен и зарегистрирован историей :) ))

    Вы писали:

    “Здесь, насколько я понимаю, вы говорите не своими словами, а повторяете услышанное или прочитанное в неких рекламных высказываниях людей, заинтересованных в привлечении клиентов.”

    Я говорил своими словами о результатах медитации, используемой в том числе и в буддизме, но вероятно не достаточно отчетливо :) Сеть центров обучения випассане бесплатна и поэтому не нуждается в рекламе и клиентах, я упомянул ее в качестве примера лично мне знакомого метода, для подтверждения эффективности некоторых объектных медитаций. :)

    Спасибо вам еще раз за комментарии :)

  • Alex

    Майкл, поймите меня правильно. Я не против випассаны, равно как и любой другой медитационной техники. Я хочу обратить внимание лишь на то, что заниматься медитациями можно до бесконечности, но к искомому состоянию самадхи это не приведет. Того, как достиг просветления Гаутама Будда — никто не знает и никогда не узнает. Однако, судя по косвенным описаниям, состояние самадхи у него случилось внезапно — как это всегда и бывает, оно произошло случайно, самадхи в какой-то момент низошло на него. Исходя из личного опыта, я убежден, что в тот момент он не был в медитации, он забыл о ней, “выпал” из неё, иначе самадхи бы не случилось. Он в тот момент просто случайно, неосознанно выполнил технику входа в самадхи. Думаю, что у всех это бывает примерно одинаково.

    Медитация — какая бы она ни была — это лишь подготовка к самадхи, служащая цели очистки читты от самскар. Никакой иной задачи она не выполняет и к самадхи привести не может. А вот об эффективности той или иной техники очистки от самскар можно говорить.

    С учетом того, что самскары сгорают только при освещении их светом Сознания, то наиболее эффективный способ освобождения от самскар — максимально открыться глобальному Сознанию, а лучше всего — полностью исчезнуть. В последнем случае наступит самадхи — читта станет полностью осознаваемой, и освобождение от самскар пойдет с максимально возможной скоростью и эффективностью.

    К чему тут говорить о каком-либо “наблюдении” за чем-либо? Кто тот “наблюдатель”, который “наблюдает” за чем-либо в самадхи? Если есть “наблюдатель”, — то есть медитация, но нет самадхи.

    Подумайте об этом.

  • mikle74

    Меня смущает лишь категоричность некоторых утверждений, пусть даже основанных на очень успешном личном опыте и открывшемся тонком понимании сути происходящих при просветлении процессов :) Например полностью открыться глобальному сознанию для кого-то другого чем вы может оказаться сложнее и дольше чем систематически работать над очищением от самскар посредством наблюдения ощущений в теле (випассана). И при каком из этих или каких-либо других методов на конкретного человека снизойдет просветление вряд ли кто-то может прогнозировать :)

  • Alex

    Майкл, вы сейчас строите некие домыслы, которые уводят вас в сторону от реальности. Зачем вам фантазировать о том, кто и когда может чего-то достигнуть или не достигнуть? Думайте о себе и своей личной практике — пользы от этого лично для вас будет гораздо больше. :)

    Вы снова исказили смысл моих слов — ваш ум постоянно ищет какие-то зацепки. Поймите, что просветление не снизойдет ни при каком из этих методов. Пока вы внутренне не примете это, ничего сверхординарного с вами не произойдет.

  • mikle74

    Хорошо, Александр, последую вашему совету, буду заниматься своей практикой :) Спасибо еще раз за интересные статьи :)

  • Vitalius

    Alex, очень полезная статья, спасибо!
    Я например, ни как не могу приспособится медитировать сидя, возможно из за привычки, я изначально начал заниматься лёжа.
    Меня всегда смущало то, что все рекомендуют медитировать именно сидя, приводя различные аргументы, в пользу данной позы.
    А здесь ваш опыт очень вдохновляет и рассеивает последние сомнения)

  • Viren

    Алекс, здравствуйте!

    Хочу прояснить несколько моментов:

    1)Вы с самого начала своей практики медитировали и экспериментировали(достигали результатов) используя позицию лежа или использовали и другие позиции?

    2)Бытует такое мнение, что для медитации оптимальны и безопасны только позиции сидя, вроде падмасаны или сиддхасаны, так-как в них наилучшим образом циркулирует энергия в тонких каналах, а медитации лежа могут быть опасны потому, что якобы происходит «перекос» энергетики и т.п.(Встречал такую точку зрения в книге Владимира Каргополова «Путь без иллюзий» , там он много внимания уделяет правильной циркуляции энергии во время энергомедитативной практики и т.д.).Интересно узнать Алекс, ваше мнение по этому поводу. (лично сам я медитирую в позиции лежа, в шавасане).

    3)Как вы считаете, следует ли свою практику медитации дополнять различными видами праноям и могут ли они принести пользу? (Спасибо заранее , извините, если с ответами вам придется повториться кое-где.)

  • Alex

    Viren, здравствуйте!

    1. Если говорить про самое-самое начало, то тогда я пробовал разные позиции, но лучше всего получалось в позиции лежа на спине, так было меньше всего отвлекающих факторов. Сейчас мне практически безразлично, в какой позиции медитировать — могу это делать и сидя, и лёжа, и стОя, хотя чаще всего медитирую всё же лёжа в кровати, в любой удобной позе, не обязательно на спине, причем позу периодически меняю, когда тело устаёт от долгого пребывания в одной позе.

    2. Если рассматривать медитацию с точки зрения циркуляции энергии, то, по моему опыту, поза медитирующего играет в этом второстепенную роль. Некая дополнительная, отличающаяся от привычной (и порой весьма сильная) циркуляция энергии начинается тогда, когда в читту проникает свет глобального Сознания, который просветляет читту, освобождает ее от самскар, расчищает и раскрывает энергетические каналы. Поза при этом не оказывает сколь-нибудь заметного влияния на ход процесса просветления, поскольку главное действующее лицо в этом процессе — не сам медитирующий, а как бы его отсутствие. Основное влияние на эффективность процесса просветления оказывает отношение медитирующего к происходящему, а отнюдь не поза. Насколько я в курсе, молодых буддийских монахов заставляют медитировать в сидячих позах главным образом с той целью, чтобы они не засыпали в процессе медитации.

    3. К пранаямам лично я отношусь отрицательно. Дыхательный процесс — это слишком тонкий механизм — и грубое и неумелое вмешательство в его работу приводит к его расстройству и в дальнейшем к болезням. Сам я, тем не менее, делаю легкие дыхательные упражнения во время кое-каких упражнений динамической йоги, которые я выполняю. Но это именно легкие дыхательные упражнения, направленные на улучшение вентиляции лёгких в их различных отделах, пранаямами их назвать нельзя. Вообще, пранаямы были придуманы и используются для насильственного воздействия на читту с целью ее скорейшего очищения и просветления. Расплатой за это обычно бывает потеря здоровья как физического, так и зачастую психического.

  • Aksis

    Здравствуйте Alex!
    мне эта техника знакома давно, правда все умные источники не называли ее медитацией, но вопреки им я все-таки считала это “спонтанной” медитацией. сейчас во время нее бывают только вспышки света и очень редко какие-то образы. иногда они аллегоричны, иногда так конкретны как в кинотеатре. наблюдается частое напряжение в руках, ловлю себя на этом, расслабляюсь и через некоторое время – снова то же самое.
    и заметила, что такого рода медитация возникает иногда совершенно непреднамеренно, когда бываешь на природе,обычно она сопровождается сильным ощущение Благодати (другое слово просто не подходит), когда все существо твое просто поет.
    спасибо.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.