О «механизме» просветления

Вчера я пообещал написать о технике медитаций. Но, приступив к осуществлению этого замысла, быстро понял, что, прежде чем писать непосредственно о технике, надо написать о целях медитаций, а также о процессах, которые происходят во время медитаций. Ведь без понимания сути поставленных задач и методов их решения, а также происходящих в ходе их выполнения явлений и изменений, ищущему не видно ни пути, ни цели, то есть получается фактически “пойди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что”. Толку от таких занятий, очевидно, будет немного.

Известно, что цель всех ищущих — просветление. Но что это такое — просветление — и почему оно называется именно так, а не иначе? Если мы поищем в Интернете определение этого понятия, то вот что, к примеру, предложит нам Википедия. И если смысл состояния просветления из данного описания становится более-менее понятен, то какие-либо внятные сведения о “механизме” процесса просветления (то есть процесса достижения состояния просветления) найти весьма проблематично. И это очень досадно, тем более, что уже в самом значении слова “просветление” заключено объяснение как “механизма” этого процесса, так и сути достигаемого в итоге состояния.

На мой взгляд, слово “просветление” — чрезвычайно удачный термин, объясняющий самую суть происходящего в процессе и в результате духовного поиска. К сожалению, это слово до крайности затаскано, и его употребление теперь считается едва ли не дурным тоном. А на самом деле, если вдуматься в его значение, то нам откроется смысл явлений и изменений, происходящих в ходе духовной практики.

Итак, суть состояния просветления — чистое, незамутненное сознание. Незамутненное чем? Умственной активностью. Мыслительная активность порождает облака и тучи на небосводе ума, заслоняющие собой, собственно, небо, или, лучше сказать, — космос (чистое сознание). А любые мало-мальски заметные жизненные впечатления откладываются в уме (а лучше сказать — в уме-теле, или читте) самскарами — “отвердевшими” образованиями, отгораживающими нас от чистого сознания прямо-таки “железным занавесом”, не дающим сознанию ни малейшей возможности проявиться в нас, трансформировать нас, сделать нас осознающими.

Что же происходит в процессе просветления? Во время медитаций ум успокаивается, облака-мысли немного рассеиваются, и сознанию удается проникать вглубь неосознаваемых прежде частей ума, вглубь “туч”, освещая их своим “светом”. Свет сознания, как свет яркого Солнца в южных странах, постепенно “испаряет” “тучи” и достигает “железного занавеса” — слоя самскар. Самскары, лежащие на поверхности, освещаются светом сознания и начинают проявляться в осознаваемом уме, становятся осознаваемыми. При этом в уме всплывают те прошлые жизненные впечатления, которые и отложились в уме-теле этими самыми самскарами. Свет сознания настолько ярок и горяч, что “мелкие” самскары он просто испепеляет — так что они даже и не успевают проявиться, а буквально вспыхивают на небосводе ума многочисленными яркими вспышками-звёздочками, зачастую настолько яркими, что они нестерпимо слепят глаза (слепят закрытые глаза изнутри), да так, что поневоле приходится сильно жмуриться. Более “крупные” или плотные самскары тоже сгорают, но при этом они могут проявляться в уме либо воспоминаниями о сохраненных жизненных впечатлениях, либо какими-то иными порождаемыми ими умственными ассоциациями. Это в самом буквальном смысле слова — просветление — просветление ума, ума-тела, читты. Постепенно, шаг за шагом (а шагов этих могут быть миллионы), читта будет очищаться от накопленных самскар, а процесс просветления пойдет всё активнее и эффективнее, поскольку препятствий на пути сознания будет оставаться всё меньше.

Таким образом, просветление — это чисто механический процесс (как бы парадоксально это ни звучало). И при правильном подходе к медитации, после того как придет понимание методики и повысится чувствительность и осознанность в медитациях, — дальнейшее, как говорится, дело техники. А точнее — практики. Практика потому и называется практикой, что, в отличие от теории, требует лишь совершенствования техники и определенной настойчивости. Ну и, конечно, понимания: что и для чего делается, и почему делается именно так, а не иначе. Да, путь этот долог, может занять десятилетия, но при должном упорстве и мотивации рано или поздно процесс очищения ума должен приблизиться к относительному завершению. А дальше — открывается путь к тому, к чему человек стремился, — теперь он, наконец, готов к этому. Последние преграды на пути Сознания могут быть прорваны в любой момент, и чистое Сознание в любой момент может проявиться и совершить окончательную трансформацию.

Можно ли будет попытаться этот момент приблизить? Да, можно. Как? Об этом напишу позднее в отдельной теме.

(Продолжение мини-цикла о медитациях — в теме “О медитациях «с объектом» и «без объекта»”).

5 отзывов о теме: О «механизме» просветления
  • oslik

    Спасибо за статью, прочёл с большим интересом. И у меня к вам есть вопросы по ней. Вы пишите: – “При этом в уме всплывают те прошлые жизненные впечатления, которые и отложились в уме-теле этими самыми самскарами.” Они всплывают мыслями? То есть тем, с чем ты в процессе медитации пытаешься бороться? Стоит на них обращать внимание или нет? Как с ними нужно себя вести?
    У меня бывает всплывают какие-то дурацкие переживания, тяжелые, мучительные, они часто прерывают сосредоточенность, которая у меня и так на слабом уровне развития находится, в общем, когда это происходит, я начинаю не на шутку переживать и по поводу того, что всплывает, а так же по поводу того, что мне снова нужно успокаиваться. Чаще всего я так же могу понять, что они есть следствие какой-то работы моего ума, которую я пока или может быть вообще(?) не могу контролировать, то есть они – определённое следствие моих мыслей, у которых было чёткое начало, живущее во мне, которое я каким-то образом подумал и которое, в итоге привело к тому, что всплыло… То есть, это исключительно работа моего ума, который, может быть, пытается бороться с тем, что я в данный момент делаю с ним или я ошибаюсь?

  • Alex

    Я надеюсь, Вы уже читали тему “Об уме и отождествленности”. Там объясняются основные принципы, о которых Вы сейчас спрашиваете. Ум Вам не принадлежит, и контролировать его Вы не можете и не сможете — во всяком случае, до тех пор, пока будете находиться в уме, то есть пока будете отождествлены с содержимым ума, а точнее — с частью этого содержимого. Во время медитации Вы можете лишь абстрагироваться от умственной активности, оставаться невовлеченным в деятельность ума, предоставить ему полную свободу и никоим образом не вмешиваться в происходящее, присутствовать при этом, но оставаться как бы в стороне от этого. В этом случае ум постепенно будет успокаиваться, сознание сможет проникать вглубь ума, в его неосознаваемые части, и просветлять их.

    Я сейчас уже рассказываю об основных принципах медитации. Лучше я напишу об этом более подробно в отдельной теме.

    Самскары всплывают в уме мыслями, да. Но это не значит, что эти мысли должны Вас затрагивать. Бороться с ними не нужно, это только ухудшит ситуацию, будет подстегивать умственную активность. На них просто не нужно обращать внимания. Нужно при этом присутствовать, но не фиксировать, не “регистрировать” эти мысли, не думать, что “вот сейчас я думаю об этом, а теперь об этом”. Надо их отстраненно наблюдать, никак не фиксируя и не цепляясь за них. Поначалу это безумно сложно, и такой навык приходит с годами практики. Впоследствии это станет легко, но для этого ум должен очиститься от основной массы самскар, что происходит как раз в процессе медитаций. Вам может показаться, что это замкнутый круг, из которого нет выхода: первое зависит от второго, а второе от первого. Кажется, что все Ваши усилия тщетны, они не приносят никакого результата. Но на самом деле это не так. Постепенно ум обязательно будет очищаться, надо лишь постараться не пользоваться им в медитациях, не думать ни о чем и не сосредотачиваться ни на чем.

    Вы как раз написали, что не можете сосредоточиться, но этого делать и не нужно. Возможно, Вы пытаетесь практиковать метод медитации, основанный на сосредоточении. Но, по моему убеждению, такие методы нехороши, они противоречат принципам работы ума, их “действие” как раз и пытается использовать это противоречие — как бы “вышибать клин клином”. В итоге один клин всё равно останется, и проблема не исчезнет. А сосредоточенность у всех поначалу на слабом уровне, пока ум не очистится от основной массы самскар и пока вы с ним будете сильно отождествлены.

    В этих моих объяснениях возникают еще терминологические проблемы. Говоря сейчас об уме, я имею в виду его содержимое, а точнее, ту часть содержимого ума, с которой Вы себя отождествляете. Можно было бы, конечно, говорить о читте, но, на мой взгляд, это тоже не слишком удачный термин, поскольку становится плохо понятно, о чем вообще идет речь. Всё это — недостатки языка — не только русского, а человеческого языка вообще. Из-за этого возникает путаница, разобраться в которой может оказаться очень непросто. Но практика решает эти проблемы. Практика — это не теория, в которой можно заблудиться окончательно. :)

    Подождите немного, лучше я напишу об этом подробнее в отдельной теме, посвященной технике медитации.

  • oslik

    очень интересно, спасибо за комментарий. вы пишите вещи, которые противоречат очень многому прочитанному мной о медитации, и по какой-то непонятной причине, они мне намного ближе того, что я уже знаю. я с радостью подожду вашей отдельной статьи. ещё раз большое спасибо.

  • Janett

    Техник много, мне очень понравился вот этот http://ezotera.ariom.ru/2011/05/05/zen.html

    Процитирую немного:
    я понял, что вся проблема в самом мышлении. И тогда я в первый раз сел и начал смотреть прямо на мысли, чтобы понять, что это за явление. Через двадцать минут они стали таять, становиться все тоньше и тоньше!
    У нас в мозгу непрерывный поток мыслей и мы постоянно какую-нибудь хватаем и начинаем ее мусолить, думать. Потом выбрасываем эту и хватаем следующую. И так без конца.
    Сейчас же, мы будем видеть, как мысли приходят и уходят, но мы не будем хватать какую-нибудь из них и думать ее. Через десять минут они становятся все тоньше и тоньше, и через час, полтора вообще похожи на струйки электричества, на поверхности коры головного мозга с промежутками легкого шума в голове.
    Внезапно, где то через час, с исчезновением последнего электрического разряда на поверхности коры головного мозга, ситуация резко изменилась. Случился внезапный прорыв

  • Alex

    Janett, большая просьба не мусорить в этом блоге. Текст по ссылке, которую Вы привели, — дезинформация, написанная, судя по всему, одним из многих шарлатанов, выдающих себя за просветленных. В следующий раз подобные сообщения я буду просто удалять.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.