Что такое «я», или Где живёт эго?

Вопрос о том, что такое “я”, или эго, где оно находится и почему оно именно такое, а не иное, — интересует многих. Попробуем в этом разобраться.

В старых темах “Об уме и отождествленности” и “Еще раз об отождествленности” я косвенно касался этого вопроса, но не рассматривал его подробно. Постараюсь сейчас детально расписать, откуда что берётся.

Итак:

1. В пространстве чистого (глобального) Сознания существуют отдельные индивидуальные умственные процессы, созданные Сознанием персонально для каждого существа. Следует понимать, что умственный процесс — это не “объект”. Никаких “объектов” в глобальном Сознании не существует, оно пустотно, в нём нет абсолютно ничего, есть лишь способность осознавать, а также творить, создавать в самом себе любые осознания.

2. Индивидуальный умственный процесс (далее — ум) — это нечто несуществующее, виртуальное, но способное формировать некие мысли и ощущения, которые также не являются объектами и существуют лишь на протяжении процесса своего формирования, то есть время, или срок их “жизни” определяется началом и окончанием их формирования в уме. Этот срок может быть коротким, а может быть и бесконечно длинным (разумеется, по нашим, человеческим меркам, поскольку в самом глобальном Сознании никакого “времени” не существует вообще).

3. Совокупность мыслей и ощущений, формируемых индивидуальным умом, составляет читту. Читта — это содержимое ума, совокупность всего, что формируется индивидуальным умственным процессом.

Вот с этого момента начинаются сложности.

Дело в том, что читта — это всё, что у нас есть, точнее, всё, что есть у некоего несуществующего виртуального “существа”, которое само как раз и появляется благодаря формированию неким индивидуальным умственным процессом (умом) некоего набора мыслей и ощущений, составляющих читту. Но как появляется это самое “существо”, откуда оно возникает?

4. Одним из главных качеств чистого (глобального) Сознания является абсолютная осознанность (см. также тему “Что такое осознанность“): Сознание знает всё, что в нём происходит, и может управлять — и управляет — всем происходящим в нём. Происходить же в глобальном Сознании могут только осознания, ничего другого там нет. Вот эти-то осознания глобальное Сознание и формирует, и ими же управляет, беспрерывно и неустанно. Таким образом: все индивидуальные умственные процессы, все формируемые ими “мысли” и “ощущения” — на самом деле не что иное, как осознания неких “мыслей” и ощущений”, которых самих не существует, а вся используемая выше терминология и все описанные понятия — не более, чем условность, введённая для того, чтобы помочь нам проанализировать и понять происходящие в Сознании процессы.

5. Формируемая индивидуальным умом читта с самого начала своего “существования”, обладает одним очень важным, изначально присущим ей (если можно так выразиться — “предустановленным”) качеством — осознанностью (читателей, незнакомых с этим понятием, еще раз отсылаю к теме “Что такое осознанность“). Хотелось бы подчеркнуть, что осознанность — это качество, заложенное в читту изначально и жизненно необходимое для появления отождествленного с читтой виртуального “живого” существа. Без осознанности появление “живого существа” невозможно. Степень индивидуальной осознанности (знания собственной читты и осознавания собственной причастности к глобальному Сознанию) может значительно различаться от индивидуума к индивидууму и зависит от уровня духовного развития, определяемого в свою очередь количеством ранее прожитых жизней, а также их “качеством” (причастностью индивидуума к духовному поиску и духовным практикам).

6. В читте имеются осознаваемая, частично или непостоянно осознаваемая, а также неосознаваемая части, соотношение которых определяется текущей степенью индивидуальной осознанности.

Далее следует, пожалуй, самый непростой для понимания момент.

7. Для появления индивидуума (виртуального “самостоятельно действующего” “живого” существа) необходима отождествлённость сознания (проявленной в читте осознанности) с “объектом” осознавания (самими осознаниями), то есть с осознаваемой частью читты. Это, собственно, и случается, благодаря иллюзии, обусловленной неистинным (неполным и искажённым) видением происходящих явлений и их взаимосвязей. Причина неистинного видения — в недостаточной осознанности. Причина же недостаточной осознанности — в искажённом (неистинном) видении. Таким образом, порочный круг замыкается, и на благодатной почве иллюзии вырастает сансара.

8. “Я”, или эго, — это и есть осознаваемая часть читты, с которой произошло отождествление сознания. При этом постоянно осознаваемая часть читты обычно воспринимается как ум, а непостоянно осознаваемая часть читты — как тело. Неосознаваемая же часть читты воспринимается как окружающий мир. Любопытно, что отождествлённое с осознаваемой частью читты виртуальное существо воспринимает неосознаваемую часть той же самой читты как нечто внешнее по отношению к себе, не связанное с собой. Однако, по мере роста осознанности (например, в ходе занятий духовными практиками) неосознаваемая часть читты может постепенно становиться осознаваемой. В этом случае окружающий мир перестаёт восприниматься чем-то “внешним” и отдельным от самого себя и начинает ощущаться как единое целое с самим собой (поскольку это та же самая читта).

*  *  *

Некоторые выводы.

1. Ум (умственный процесс) нам не принадлежит (поэтому мы не можем им управлять).
2. Читта нам не принадлежит.
3. Мысли и ощущения нам не принадлежат.
4. “Я”, или эго, нам не принадлежит.
5. “Окружающий мир” нам не принадлежит.
6. Нам не принадлежит ничего, поскольку ничего, что могло бы нам принадлежать, просто не существует, как не существует и нас самих. Всё — абсолютно всё, что мы воспринимаем, всё, что мы “думаем”, всё, что мы “делаем” — всё это — иллюзия.
7. Жизнь и смерть — иллюзия, причем и жизнь, и смерть — это части одной и той же иллюзии, которая не прекращается с окончанием “жизни” — до тех пор, пока человек вращается в колесе сансары.

23 отзывов о теме: Что такое «я», или Где живёт эго?
  • dima

    alex sdrastvuyte! i sposibo bolwoe za statiu ona ochen ubejdaet i stavit tochki na mnogih otvetah
    na voprosi kotorih bilo tiajelo samomu doyti! konechno iza togo chto osoznanost ewo virosla! :0)

  • dima

    osoznanost ewo ne virosla izvinyaus owibsya!

  • dima

    alex sdrastvuyte!
    skajite pojalusto, toest meditiruya ne mi prinimaem rewenie ne otvlekatsa na misli, tak kto je smotrit na eto vsyo so storoni?
    kto tyanet nas k rostu osoznaniya?
    a posle polnogo ischeznoveniya virtualnogo suwestva kogda mi uje ne pererodimsya, chto togda budet?
    kak govoritsa ne pererojdaetsa tot kto osvobodilsya polnastiu, tak eto je vihodit kakaeta lichnost ne pererojdaetsa takie kak “budda” babadji” i t.d.
    govoryat chto eto osvobojdenie ot muki jiznenoy ot “ada”.
    pochemu togda ne osvobojdautsa vse srazu ved mi est odna chitta.
    izvinite chto zabrosal voprosami. ya ponemau chto zapredelnoe mislyam ne ponyat i navernoe obyesnit na urovne ponimaniya i owuweniy ne vozmojno. no ved vi do etogo dowli cherez samadhi, i kak eto seychas owuwaetsa?

  • Alex

    Дима, здравствуйте!

    Отвечаю по порядку.

    skajite pojalusto, toest meditiruya ne mi prinimaem rewenie ne otvlekatsa na misli, tak kto je smotrit na eto vsyo so storoni?
    kto tyanet nas k rostu osoznaniya?

    Строго говоря, мы вообще никаких решений не принимаем, поскольку нас не существует, однако, вследствие отождествлённости “нашего” сознания (проявленной в нас осознанности) с “объектами” осознавания (мыслями, ощущениями), мы воспринимаем это так, как будто мы сами действуем и принимаем решения. Во время медитации происходит как бы разделение ума — одна часть ума наблюдает за другой. Однако, это всё равно тот же самый ум, так что с помощью медитации достичь самадхи (глобальной осознанности) не получится, для этого медитация должна прекратиться, а читта должна быть в достаточной степени очищена от самскар, чтобы глобальная осознанность могла в вас проявиться. Это, в общем-то, случайное событие. Случайное, но подготовленное последовательным очищением читты постоянной практикой медитаций.

    a posle polnogo ischeznoveniya virtualnogo suwestva kogda mi uje ne pererodimsya, chto togda budet?

    Будет абсолютная глобальная осознанность.

    pochemu togda ne osvobojdautsa vse srazu ved mi est odna chitta.

    Дима, читта у каждого своя, индивидуальная, и самскары индивидуальные. Соответственно, “загрязняется” и очищается читта также индивидуально. Поэтому и “не все сразу”.

    i kak eto seychas owuwaetsa?

    Ощущается, собственно, так, как я описываю. Не знаю уж, насколько хорошо мне это удаётся при взгляде со стороны. Самому себя объективно оценивать сложно, поскольку самому и без того понятно, о чем пишешь.

  • dima

    sdrastvuyte alex!
    sposibo bolwoe za otvet. i ya ewyo raz izvinyaus za moi glupie voprosi prosto tak silno hochetsa znat i znat vsyo srazu! sposibo chto vi nam vsem otvechaete eto podderjevaet i dayot stimul i motivatsiu dlya teh hotyabi kto praktikuet v odinochku! slavo bogu chto est internet!

  • Eugenia

    Точно, слава Богу что есть интернет!))))

  • nobody

    Alex,здравствуйте! А как вы относитесь к интегральной йоге? Не есть то, чем вы занимаетесь интегральной йогой(даже если частично)?

  • Alex

    Nobody, здравствуйте!

    Интересный вопрос, спасибо за него. Наводит на размышления. :) Дело в том, что я очень давно не читаю никакой литературы по духовным практикам, а Шри Ауробиндо я читал вообще лет 20-25 назад, так что уж и подзабыл многое порядком. Хотя иногда, в моменты каких-то откровений и осознаний, ловлю себя на мысли, что мой собственный опыт во многом повторяет опыт Шри Ауробиндо — во всяком случае, я иду практически тем же путём, хотя вовсе не думаю об этом и не стремлюсь к этому специально, поскольку двигаюсь исключительно в собственном направлении, повинуясь лишь воле Провидения. Такие совпадения говорят лишь о том, что Шри Ауробиндо был действительно истинным Учителем, в его учении не было лжи, оно истинно, что доказывает опыт и других людей, проходящих в своем развитии через те же этапы и приходящих к аналогичным осознаниям.

    Чтобы освежить в памяти суть Интегральной йоги, я сейчас посмотрел в русской и английской Википедиях статьи по Интергальной йоге. К немалому своему удивлению обнаружил, что введенное Шри Ауробиндо понятие Супраментального Сознания соответствует моему собственному осознанию глобального Сознания (я прежде как-то не связывал эти вещи — просто потому, что не думал об этом вопросе и порядком подзабыл уже учение Шри Ауробиндо — спасибо, Nobody, что напомнили :) ).

    Да, Nobody, вы правы — моя практика во многом соответствует практике Интегральной йоги Шри Ауробиндо. Тем не менее, на мой взгляд, не следует бездумно следовать какому бы то ни было учению, будь оно даже самым лучшим на свете. У каждого — свой собственный путь, и ищущему необходимо отыскать его и осознать его, и далее следовать уже исключительно ему, не оглядываясь ни на чей, пусть даже сверхуспешный опыт. Из чужого опыта можно уяснить какие-то основные принципы практики, узнать о каких-то методиках, которые оказались успешными для других практикующих, а также об ошибках и о препятствиях, подстерегающих на пути. Однако прокладывать свой собственный путь и идти по нему придется самому. И лучший проводник на этом пути — Провидение, а точнее, глобальное Сознание, полностью довериться и подчиниться которому — лучшая из методик.

    В статье из русской Википедии меня смутила фраза: “Принципом интегральной йоги является преобразование человеческого сознания в божественное, Шри Ауробиндо утверждал, что эта йога идет от Божественного и направлена на преобразование самой материи и материального мира в божественное творение”. Если следовать логике, сказанное подразумевает, что человеческое сознание изначально — не божественное — с чем я категорически не согласен. У человека нет своего собственного сознания, его сознание — это то же самое единое глобальное Сознание, но всего лишь отождествленное с “объектами” осознавания, то есть непосредственно с самими осознаниями — осознаниями мыслей и ощущений. Я специально посмотрел после этого статью об Интергальной йоге в английской Википедии. Там подобное же сказано менее чётко (более обтекаемо), однако там сказано фактически то же самое — о преобразовании небожественного в божественное. Думаю, что это просто неправильное толкование учения Шри Ауробиндо. С трудом сейчас припоминаю из книг Шри Ауробиндо, что речь и там шла примерно о том же — преобразовании небожественного в божественное. Признаться, я не верю в то, что сам Шри Ауробиндо, который реально видел и знал то, о чем говорит, мог допустить такую грубую ошибку. Вероятнее всего, такое толкование возникло вследствие неправильного понимания и неправильной интерпретации слов Учителя его учениками, которые записывали и в дальнейшем публиковали в книгах слова Учителя. И, к сожалению, такая “оплошность”, приводящая к неправильному понимаю сути и принципов учения Шри Ауробиндо, оказывает пагубное влияние на его результативность. Возможно, поэтому мы и не знаем больше ни об одной успешной реализации методик Шри Ауробиндо его учениками (во всяком случае, лично я не знаю).

  • mila_24

    а виртуальные умы (читы) контактируют друг с другом? Или у каждой читы свой мир?

  • Alex

    Мила, умы (читты) не контактируют друг с другом, у каждой читты свой мир. И хоть мы с вами воспринимаем вроде бы один и тот же мир, но осознания для каждого из нас формируются индивидуальные (у каждого из нас, как минимум, индивидуальный ракурс восприятия “окружающего мира”) и восприятие мира у каждого из нас также индивидуально. Поэтому мы все такие разные, несмотря на то, что все мы люди и устроены мы одинаково. Однако формирование каждой читты осуществляется одним и тем же единым глобальным Сознанием, поэтому, после выхода в пространство глобального Сознания, при достаточной осознанности становятся доступны осознания, формируемые для любой читты — вы сможете их как бы считывать, осознавать. Ну, и прочие необычные способности также проявятся. Со временем. :)

  • nobody

    Alex здравствуйте! Хотелось бы узнать, а будущем Вы не планируете создать какие-то курсы, школу, ну или что-то в этом роде? Или просто кнугу написать. Много школ есть, учений, но ваше путь-учение, на мой взгляд, больше других акцентирует внимание именно на духовной эволюции человека причем целеустремленно, ясно и без вреда для практикующего(пратика как бы натуралная, т.е без всякого сознательного вмешательства(например,прокачки енергии и т.д). Ваш опыт проясняет многие вещи, а также указывает направление куда нужно двигаться и самое главное оно универсальное! т.е. не как в разных школах, где адепты следуют традициям и идут строго по начертаному пути, а как Вы говорили, человек сам выбирает свой путь, но просто пользуется теми или иными рекомендациями. Я понимаю, что путь еще далекий, но Ваш опыт всеравно огромный.

  • Alex

    Nobody, здравствуйте! Спасибо за лестные слова, но сам я, по правде говоря, оцениваю свои достижения гораздо скромнее. Насчет курсов, школы или книги — нет, ничего такого не планирую. Считаю сам себя пока еще только учеником, учителем быть не готов. Еще раз спасибо за Ваш отзыв!

  • ramazk

    Alex, здравствуйте!
    Извините, что моя просьба не по теме статьи, но Вы как-то обмолвились о желании написать про питание, для меня это очень актуальная тема, на собственном опыте убедился, что это очень важный вопрос и влияние питания на практику колоссальное. Если Вас не затруднит напишите, хотя бы, пару строк о том как Вы питаетесь сейчас, Ваш опыт очень интересен.

  • Alex

    Ramazk, здравствуйте!

    Уезжал в отпуск, там фактически не было Интернета, не мог ответить, приношу извинения. Напишу о питании в ближайшее время. К сожалению, в книгах и Интернете огромное количество недостоверной информации о питании. Кроме того, даже информация из вроде бы известных и авторитетных источников (Брэгг, Шелтон и пр.) далеко не всегда достоверна. Всё приходится проверять исключительно на личном опыте. Напишу обязательно в ближайшее время. Тема эта давно назрела, а вопрос питания чрезвычайно важен, и не только в практике, но и в жизни вообще.

  • Dima

    Alex zdrastvuyte!
    Hochu sprosit vas o vihode v astral, ne to chto mne tak eto interesno kak moemu drugu on poprosil.
    Vozmojno li vihodit v astral i vstrechatsa s duwami umerwih? pravda li eto? ved kogda telo umeraet mi vozvrowaemsya v istochnik. Ili ego ewo mojet zastryat gdeto?

  • Alex

    Дима, здравствуйте!

    Опять уезжал на две недели (вторую половину отпуска отгуливал), интернета там не было, поэтому отвечаю с большой задержкой, прошу прощения.

    Встречаться в астрале с душами умерших можно в том случае, если эти души там присутствуют. Посмотрите определение души в “Энциклопедии эзотеризма” на Яндексе:

    ДУША (греч. psyche, лат. anima) — иное понятие для обозначения разума, которое обычно употребляют в смысле полного разума, включающего силу воли, любовь и мышление. Д. также нередко именуют внутреннее, или высшее Я, сохраняющееся во всех воплощениях в процессе перерождений. Д. противопоставляется телу, которое в полном смысле является совокупностью привычек, инстинктивных действий и эмоций и склонностей низшего ума. В эзотеризме — Д. включает: а) уничтожимую после смерти часть — эфирное клише, астральное тело, низший ментал — ум; б) бессознательную и реинкарнирующую часть, триаду — высший ментал (интуиция), будхическое тело (память), атмическое тело (воля).

    Ну, насчет “иного понятия для обозначения разума” — это они, конечно, погорячились, — но дальше следует более вменяемое определение, вроде того, что душа включает уничтожимую и неуничтожимую после смерти части. Если у человека при жизни накопилось большое число неотработанных астральных самскар, то до тех пор, пока они не будут отработаны, его душа застрянет в астральном мире. Это и есть так называемое чистилище — душа не достигнет “рая”, пока не очистится от “грехов” (самскар). И такая очистка может занимать достаточно продолжительное время. Таким образом, в астрале, теоретически, можно пообщаться с душами “грешников”, но чистых душ вы там не найдёте.

  • Dima

    Alex zdrastvuyte!
    prochital opyat etu statiu i poyavilsya vopros…
    zachem globalnomu soznaniu osoznovat togo chevo na suwestvuet?
    poluchaetsa chto i osoznovat nechego, i togda prihodit vopros chto za osoznovaniem?

  • Alex

    Дима, здравствуйте! Зачем глобальное Сознание делает то, что оно делает, — вопрос философский. Вероятно, создание миров — это некий творческий процесс, которым оно занимается для развлечения. Глобальному Сознанию не нужно ничего осознавать, оно изначально знает всё. Но оно умеет творить в себе осознания, посредством которых создаёт неких виртуальных сущностей, которые в свою очередь, отождествляясь с осознаниями, лишаются истинного вИдения и должны со временем познавать свою истинную суть, чтобы в конце концов вернуться к своему творцу, соединиться с ним и исчезнуть, прекратить своё существование как виртуальные сущности. Это всего лишь игра, не стОит искать в этом какой-либо смысл. Само глобальное Сознание при этом ничего нового в себе не осознаёт, оно всё знает и творит всё, что пожелает.

    Прошу прощения за задержки с обещанным — сейчас безумная загрузка на работе, времени не хватает катастрофически.

  • Dima

    sposibo bolwoe za otvet.
    voobshe eta spontannaya igra innogda chuvstvuetsa “viditsa” na ochen tonkom urovne i legko raspoznayotsa poka ne vovlekaus vo chto nibud.

  • Janett

    нечто подобное я читала или фильм видела. А Вы так видите или думаете что так устроено?

  • Janett

    Был у меня раньше вопрос – почему все происходит так, как происходит? Alex, у Вас случайно ответ не завалялся?
    Многие просветленные отвечают – что нет одной причины для чего-либо. Наверное для Ничто самый подходящий ответ – нипочему))))
    И все-таки что-то создает виртуальную тему, общую для всех…

  • Alex

    А Вы так видите или думаете что так устроено?
    Вижу.

    Многие просветленные отвечают – что нет одной причины для чего-либо.
    Скажу честно, про “многих” просветленных ничего не знаю. Их единицы. Если Вы знаете больше — Вы счастливый человек. Насчет того, что “нет одной причины для чего-либо” — причина как раз одна. Следствий — много.

    И все-таки что-то создает виртуальную тему, общую для всех…
    Глобальное Сознание. Это и есть единственная причина.

  • Putnik197

    Да уж…Никто никогда не рождался и не умирал!))) Хорошая статья!

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.