Почему люди ищут истину?

Почему мы стремимся к истине и её поиску? Что является первопричиной, источником и движущей силой этого стремления?

Чтобы разобраться в этом вопросе, вначале обратимся к авторитетным источникам. В основе буддизма лежит учение Гаутамы Будды о “Четырёх Благородных Истинах”, в котором он объяснил причины человеческих страданий и пути избавления от них. Вкратце эти четыре положения можно сформулировать так:

1. Существует страдание.
2. Существует причина страдания.
3. Существует возможность освобождения от страдания.
4. Существует путь, ведущий к освобождению от страдания.

Не буду здесь подробно рассматривать данные положения, прочитать о них вы можете в Интернете и в книгах. В двух словах: причиной жизненных страданий и неудовлетворённости Будда называет эгоистичные человеческие желания, которые ведут к усилению привязанности к своей самости, что, в свою очередь, порождает еще более ненасытные желания, ведущие к большей неудовлетворённости и страданиям. Цикл замыкается и повторяется каждый раз с большим размахом, что ведет к росту кармы. Причину желаний Будда объясняет как раз привязанностью (то есть отождествлённостью), а причину самой привязанности — в заблуждении, отсутствии истинного видения и понимания своей сущности. В качестве пути к освобождению от страданий Будда предлагает так называемый срединный или Восьмеричный путь и подробно разъясняет все этапы этого пути.

Если внимательно проанализировать описанный механизм возникновения и роста страданий и неудовлетворённости, то станет понятно, что он несколько упрощён и идеализирован. Ведь люди, даже если они не являются приверженцами буддизма или иной религии или учения, в большинстве так или иначе придерживаются некоего срединного пути, стремясь к умеренности в своих желаниях, поскольку чувствуют и понимают, хотя бы из соображений здравого смысла, что желания, дай им волю, легко погубят своего обладателя. По этой причине указанный механизм работает в чистом виде редко: почти всегда существуют некие сдерживающие факторы, уберегающие людей от бездумного потакания своим желаниям и препятствующие проявлению описанных Буддой причинно-следственных связей в крайних формах.

Однако существует еще один источник возникновения неудовлетворённости и страданий, не включённый Буддой в упомянутую схему. Нет сомнений в том, что Будда, как просветленный, знал этот источник лучше, чем кто бы то ни было. Но, судя по всему, он не стал говорить о нём по той же причине, по которой упростил упомянутую выше схему: он не хотел запутывать и смущать умы большинства людей рассуждениями о категориях, которых они не могут знать и потому не понимают. Тем более, что, даже если первопричиной неудовлетворённости определённого типа и является тот неизвестный людям источник, — механизм возникновения страданий, описанный в “Четырёх Благородных Истинах”, так или иначе, но всё равно проявит своё действие — по крайней мере, до тех пор, пока человек остаётся человеком.

О каком типе неудовлетворённости и о каком его источнике я веду речь? Как вы уже догадались, это неудовлетворенность, подталкивающая человека к духовному поиску, к поиску истины. Ведь, обратите внимание: несмотря на то, что практиками, чётко ориентированными на достижение именно просветления, занимается не так уж много людей, — людей, занимающихся духовным поиском вообще, очень много — пожалуй, подавляющее большинство. Религия, философия, эзотерика или просто размышления о смысле жизни — всё это виды духовного поиска, и в том или ином возрасте и с той или иной серьёзностью или вовлечённостью им занимаются или интересуются почти все люди.

Что же является причиной стремления человека к духовному поиску? Религиозная традиция? Интерес? Мода? Желание выделиться, быть не таким, как все? Все эти факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на людей, принадлежащих к определенным человеческим сообществам или группам. Но есть еще одна причина, действующая на всех без исключения людей, — пусть сильнее или слабее — но на всех.

Это осознанность.

(О том, что такое осознанность, см. в соответствующей теме.)

Осознанность присутствует во всех людях — да и вообще во всех живых существах: без осознанности они просто не могли бы жить и действовать. В своём подавляющем большинстве люди не знают, что такое осознанность: из-за отождествлённости с умом для них понятия “сознание” и “ум” — одно и то же. Однако такое положение дел ничуть не мешает самой их осознанности, проявлению в них глобального Сознания. Как бы там ни было, но именно глобальное Сознание управляет всем, что творится в проявленном мире, и связь отождествленного с умом человеческого существа с глобальным Сознанием проявляется именно через осознанность — неважно, знает ли это сам человек, “видит” ли он это или нет.

И именно осознанность является тем побуждающим фактором, который заставляет человека заняться духовным поиском, рождает и поддерживает в нем стремление к познанию своей сути. Именно осознанность является причиной возникновения жизненной неудовлетворенности определенного типа, побуждающей искать ее причины и приводящей в итоге к духовным исканиям.

Именно осознанность — как ниточка, связывающая человека с истинным источником его существования — служит передающим звеном, заставляющим людей самостоятельно, без чьего-либо принуждения, искать пути к единению с Создателем, Богом, глобальным Сознанием — искать пути к своей сути, своему источнику.

Конечно, побуждение или стремление к духовному поиску, порожденное осознанностью, может в дальнейшем привести к возникновению эгоистичного желания, которое запустит циклический механизм раскручивания страстной привязанности (отождествлённости), описанный в учении Будды о “Четырёх Благородных Истинах”. Но, если человек придерживается разумной сдержанности и умеренности, следует срединному пути, то при должном усердии его духовные искания вполне могут увенчаться успехом — осознанием своей сути, осознанием истины.

А есть ли вообще смыл в поиске истины? Ведь все равно рано или поздно, через пятьсот или тысячу жизней, осознанность каждого из нас вырастет настолько, что все осознания случатся сами собой и все мы в итоге окажемся там, где следует? Здесь выбор, собственно говоря, за вами. Если вы можете прожить свою жизнь, не задумываясь, если ваша осознанность не рождает неудовлетворенности или вы в состоянии не обращать на это внимания — живите так, как хочется. Но, даже вращаясь в бесконечном круговороте сансары, рано или поздно вы всё равно не сможете избежать духовного поиска. От одной жизни к другой ваша осознанность так или иначе станет расти — это неизбежно, даже если вы к этому не прикладываете специальных усилий. А значит, наступит момент, когда порожденная возросшей осознанностью неудовлетворённость станет настолько невыносимой, что вы сочтёте за счастье устремиться к духовному поиску и найдёте в нем истинный смысл своей жизни.

Не отказывайтесь от радостей этой жизни, если вы находите в них радость. Не испытав этой радости, не пресытившись ею, вы не сможете, да и не захотите серьёзно заниматься духовным поиском. Если вас тянет и к тому, и к другому, пробуйте это совмещать, но не насилуйте себя, не заставляйте себя работать над собой через силу. Без истинного стремления не будет и истинного усердия, а значит, и результата. Какой тогда смысл заниматься тем, к чему не лежит душа?

А если ваша неудовлетворённость делает жизнь невыносимой и рождает истинное стремление к духовному поиску, если ваши намерения серьёзны и непоколебимы — не ждите быстрых и явных результатов и не отчаивайтесь из-за их отсутствия. Результатом уже является сам ваш поиск — именно он ведёт к глубокому исследованию собственной природы, познанию её механизмов и, как следствие, к ускоренному росту осознанности. А рост осознанности рано или поздно обязательно приведет к познанию истины.

18 отзывов о теме: Почему люди ищут истину?
  • oleg

    Алекс, огромное спасибо Вам за статью. Очень сильно, с 3-го раза :) помогла – некоторые моменты стали понятны и очевидны. Спасибо.

  • nobody

    Алекс здравствуйте! А что вы думаете по поводу измерений? Сейчас много информации, что мы находимся в 3(физический мир), потом перейдем в четветрое(астральный мир) и так далее до 7 или 8.

  • Alex

    Nobody, здравствуйте! Занятный вопрос, причем в сути своей более глубокий, чем, вероятно, то, что Вы имели в виду. По поводу других измерений, по правде говоря, не думаю ничего. Сейчас поясню, почему я так говорю.

    По опыту могу сказать, что пребывание в каких-то иных состояниях, очевидно, выходящих за рамки привычного пространственно-временного континуума, субъективно не воспринимается, тем не менее, выходом в другие измерения. Это значит, что способность существования и восприятия в иных измерениях заложена в нас изначально. Более того, все люди имеют опыт тех или иных подобных состояний, независимо от того, отдают они себе в этом отчёт или нет.

    Возникающие у вас вопросы о других измерениях продиктованы рамками привычной иллюзии, в плену которой пребывают люди — то есть вашим умом, который стремится всё проанализировать, дизассемблировать, разложить по полочкам, чтобы, опираясь на известные и привычные аналогии, постараться понять что-то по частям, чтобы потом пытаться построить из них модель целого. Но любой осознанный выход за пределы иллюзии снимает подобные вопросы, они теряют всякий смысл и просто перестают интересовать.

    За пределами иллюзии нет никаких измерений, точно так же, как нет измерений и в пределах иллюзии. Любые “измерения” — плод человеческой фантазии, игры ума. В уме (точнее, в читте) существует единый континуум, включающий в себя любые пространственно-временные отношения. Причем любые ограничения в этих отношениях человек принимает добровольно, соглашаясь с рамками, навязываемыми ему текущей иллюзией (текущей, потому что в разных состояниях иллюзия может быть различной: к примеру, во сне иллюзия иная, чем в состоянии бодрствования, и её пространственно-временные ограничения также иные).

    Еще раз хочу подчеркнуть: нет никаких измерений, никакого пространства, времени — ничего этого нет, всё это существует лишь в уме, в пределах вашей текущей иллюзии, которую вы согласились принять за реальность.

  • nobody

    А духовный мир(измирение) получается тоже иллюзия? Мир Эго(ума) и его охватывает? А как же реанкарнация, это тогда тоже ныряние из иллюзии в иллюзию?

  • Alex

    Nobody, а что Вы понимаете под духовным миром? Я вот сейчас ради интереса поискал в Интернете определение понятия “духовный мир” — и, представьте, не нашёл. В Википедии есть определение внутреннего мира, а чёткого определения именно духовного мира, на удивление, нет — одни блуждания вокруг да около, кто во что горазд. По бОльшей части это описывают либо как в Википедии — как субъективную психическую “реальность”, собственно, внутренний мир человека, — либо как часть внутреннего мира человека, имеющую отношение к духовному поиску, либо как некий невидимый “план” (можете считать, что это иное измерение) нашего мира, в котором обитают ангелы и духи.

    Какое бы из этих определений ни принять за рабочее — ответ на Ваш вопрос будет утвердительным. Да, духовный мир — это иллюзия, точно такая же, как и сам человек, как его “личность”, как весь наш мир — как “материальный”, так и “нематериальный”.

    За пределами иллюзии нет ничего. И слово “ничего” в данном случае означает — абсолютно ничего — ни ума, ни личности, ни внутреннего или духовного мира, ни мира вообще — ничего! Там — лишь чистое Сознание, которое само по себе не представляет собой ничего, кроме способности осознавать и творить, создавать в самом себе любые осознания.

    По поводу реинкарнаций — почитайте про сансару (например, в Википедии). Это именно и есть, как Вы образно выразились, “ныряние из иллюзии в иллюзию” — единственно, правда, без “выныривания”, поскольку смерть — часть той же самой иллюзии, другая часть которой — жизнь.

    Когда-то очень давно я прочитал у Шри Ауробиндо такую мысль, что жизнь и смерть — это одно и то же. Тогда она меня, признаюсь, поставила в тупик. И очень долго я не мог понять, что это означает на самом деле. А на самом деле это означает именно то, что и жизнь, и смерть — это части одной и той же иллюзии, и с прекращением жизни иллюзия не прекращается, она продолжается в виде (если можно так сказать) смерти, которую, в свою очередь, сменяет очередная “жизнь”. Иллюзия не прерывается, “выныривания” не происходит, поэтому жизнь и смерть — одно и то же. Всё это и есть — бесконечный круговорот сансары, который прерывается только после полного и окончательного выхода за пределы иллюзии, в “пространство” чистого Сознания.

  • nobody

    Книга “Путешествие души” Майкла Ньютона поставила меня немного в тупик, в плане духовного мира и миростроения..Вы знакомы с этой книгой?

  • Alex

    Прошу прощения, Nobody, эту книгу не читал, не смогу поддержать тему.

  • dima

    alex sdradtvuyte!
    prochital vashi komentarii s olegom, i vot podumal ochom…
    neznau daje kak postavit vopros, eto chuvstvo “ya” kotoroe ego, eta iluziya ona razdelyaetsa na vseh ludey? toest kajdiy chuvstvuet sebya toest telo, i kajdiy po raznomu… ya ponemayu chto vne ego nas net i vsyo eto iluziya. no chto vot eto kotoroe imenno ya? govoryat tipo u kajdogo est duwa, eto ono i est? pochemu naprimer ya ne vi ili ne kokoyto drugoy chelovek? kto etot ya?

  • Alex

    Дима, пишу на эту тему статью, но дописать и опубликовать смогу лишь, вероятно, во вторник (в ближайшие три дня не смогу этим заниматься). Потерпите, тема сложная и не маленькая.

  • dima

    alex sdrastvuyte!
    jdu s neterpeniem hot ono i iluzorno i ne imeet osnovi! :0)

  • nobody

    Alex здравствуйте! Как Вы относитесь к коллектиным медитациям? Результативность может быть выше чем от индивидуальных?

  • Alex

    2 dima

    alex sdrastvuyte!
    jdu s neterpeniem hot ono i iluzorno i ne imeet osnovi! :0)

    Дописал, наконец-то (см. здесь). Не прошло и двух месяцев. Как говорится, человек предполагает… Прошу прощения за столь долгую задержку — были обстоятельства.

    2 nobody

    Alex здравствуйте! Как Вы относитесь к коллектиным медитациям? Результативность может быть выше чем от индивидуальных?

    Если сказать честно, то, на мой взгляд, коллективные медитации не могут принести пользы. А если кто-то и говорит о пользе подобных занятий — это, скорее всего, самовнушение. Ну, разве что, лишь на самом начальном этапе обучения медитациям какая-то польза и может быть, да и то, на мой взгляд, довольно сомнительная.

    Если мы говорим о настоящей медитации, а не о некоем её суррогате, то у каждого человека — медитация индивидуальная, она никак не может быть коллективной. Коллективным может быть лишь гипноз, но к медитации это не имеет отношения.

  • Viren

    Alex здравствуйте! Если медитировать в присутствии человека, в котором глобальное сознание(осознанность) проявлена в большей степени, скажем так в присутствии более опытного медитатора – может ли такая совместная практика способствовать более оптимальному росту “твоего” сознания/присутствия, освобождению от самскар,тоесть быть “выгодней” практике в одиночку.Видь в этом задача настоящего Мастера и заключается – повысить уровень сознания ученика (насколько я понимаю).Или быть может все это иллюзии ума и “чужой” уровень сознания никак не влияет на твой “прогресс” в развитии?

  • Alex

    Viren, здравствуйте!

    может ли такая совместная практика способствовать более оптимальному росту “твоего” сознания/присутствия

    Может. Но этот человек должен быть очень глубоко осознающим — он должен осознавать не только собственную читту, но и вашу тоже (это очень серьёзный уровень). Ну и, кроме всего, он должен хотеть вам помочь.

    Сказать по правде, я таких людей не знаю, и даже не знаю, есть ли такие среди присутствующих в настоящее время в этом мире.

  • Gala

    Дорогой Алекс,

    Прошу Вас напиши мне, что именно происходит после смерти? Как я вас поняла это как заснуть, а потом уже проснуться в другом теле маленького ребенка и все заново начать, память с нуля и ты ничего не помнишь, верно? то есть как пишут другие что мол душа анализирует свою жизнь это бред, я просто не пойму что я умерла, это как просто заснуть, ведь во сне я не знаю что у меня есть иная жизнь, а потом все заново? Почему я спрашиваю? Так как все эти долгие годы я читала очень много литературы о душе… Сейчас я понимаю, что это просто были выдумка, ну напишите хоть немного какой переход существует между смертью и жизнь уже в другом теле вновь рожденного ребенка? Спасибо

  • Alex

    Галя, здравствуйте! Боюсь, что не смогу вам ответить достоверно. Это может сделать только тот, кто осознал себя в смерти, а потом заново родился осознающим. Либо тот, кто при жизни в этом мире осознал и жизнь, и смерть (то есть просветленный). Такого уровня реализации из известных (мне) людей достигли, пожалуй, только Будда и Иисус. Мне, честно говоря, не вполне понятно, почему вас так волнует этот вопрос? Какая разница, что там происходит? Единственное, что очевидно, — прежде чем вы сможете заново родиться, придется отработать грехи (самскары), приобретенные в этой жизни. Хотя какие-то самскары могут перейти (и перейдут) с вами в следующую жизнь. Отработка грехов происходит после момента физической смерти, прежде чем душа попадет в рай (если пользоваться христианской терминологией). Отработка самскар (грехов) после смерти — это как раз и есть этап прохождения чистилища, и процесс этот, в зависимости от плотности самскар (тяжести грехов), может быть весьма мучительным и длительным. В течение этого времени человек, по всей видимости, пребывает в состоянии, подобном тяжелому мучительному сну, и только после отработки мучивших его самскар он освобождается от остатков тонких тел, содержавших эти самскары, и впадает в полностью неосознаваемое состояние (рай), в котором пребывает до нового воплощения.

  • Gala

    О Боже, немного стало страшно, тогда я не пойму, а как же тогда Великая Осознанность? Я не совсем понимаю осознает ли человек что он умер или нет?

    Если мы все одно сознание то потеряв тело что мы не понимаем что мы Сознание, зачем тогда нам отрабатывать грехи?

  • Alex

    > Я не совсем понимаю осознает ли человек что он умер или нет?

    Галя, а вы во сне осознаёте то, что вы спите? Если осознаёте, то есть вероятность, что и в смерти будете осознавать то, что умерли. Если нет, то после смерти, вероятнее всего, будете пребывать в неких снах, вызванных самскарами, накопленными в ваших тонких телах, — до тех пор, пока эти самскары не будут отработаны. А содержание ваших снов будет зависеть, так сказать, от “качества” ваших самскар.

    > зачем тогда нам отрабатывать грехи

    Если не хотите отрабатывать грехи при жизни, можете этого не делать, хотя чистилища в таком случае не избежать. Да на самом-то деле вам и при жизни грехи не дадут жить спокойно — чем старше будете становиться, тем больше будете мучиться. А по поводу того, “зачем”, — как раз и написано в статье в начале этой страницы.

Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять отзывы.